Компьютерная система тестирования знаний

Во многих странах широкое распространение получили тестовые методы оценки качества знаний. При тестировании удается проверить достаточно большое количество элементов знаний, необходимых для дальнейшей учебы. Сейчас тесты начинают играть все более значительную роль в образовании.Но при тестировании возникли следующие проблемы :

  • отсутствие достаточного количества качественных тестовых материалов ;
  • сложность принятия решений на основе больших объемов информации, состоящей из множества разнородных элементарных факторов;
  • трудоемкость проведения тестирования.

Решение второй задачи может быть получено с использованием технологии КАМЕРТОН, которая разработана как инструмент для оценки качества подготовки студентов при самообследовании учебного заведения и (или) отдельной специальности в ходе подготовки к аттестации, и позволяет обработать огромное количество информации в сжатые сроки.

Решение же последней задачи, восполняя пробел системы КАМЕРТОН, предлагается Компьютерной Системой Тестирования Знаний для проведения тестирования без привлечения преподавателей.

Компьютерная Система Тестирования Знаний функционирует в среде MS-DOS на IBM-совместимом компьютере, предъявляет минимальные требования к аппаратным средствам.

Эта система была внедрена в ТАТАРСКОМ ИНСТИТУТЕ СОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСУ и успешно в нем использовалась для тестирования абитурентов и студентов.

Система КАМЕРТОН дает хороший инструмент для оценки качества подготовки студентов. Но нельзя не остановиться на недостатках технологии КАМЕРТОН. Процесс тестирования не автоматический, а полуавтоматический и автоматизированный, то есть, в случае полуавтоматического, задания выполняются на бумаге, после чего оператор вводит в ЭВМ ответы, записанные студентами на специальном бланке, и в случае автоматизированного тестирования, задания тоже выполняются на бумаге, решения проверяются преподавателем, затем результаты проверки вводятся в ЭВМ. В случае же автоматического процесса тестирования студент выполняет задания в непосредственном диалоге с ЭВМ.

Система Компьютерного Тестирования Знаний, восполняя пробел Системы КАМЕРТОН, позволяет в процессе диалога с ЭВМ, проводить тестирование без участия преподавателя. Правда, надо сразу оговориться, что тестирование проводится только по заданиям закрытого типа. Так как в случае заданий открытого типа встают некоторые проблемы, которые в настоящее время еще не решены, например, распознавание ответов произвольной формы и т.п.

Цель работы :

Разработка Системы Компьютерного Тестирования Знаний.

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ :

База заданий в виде файлов структуры КАМЕРТОН.

То есть совокупность заданий, объединенных по какому-то признаку, заданной структуры и позволяющей проводить тестирование.

ТРЕБОВАНИЯ :

  1. Диалоговый характер тестирования
  2. Возможность тестирования по любым темам и сценариям.
  3. Возможность настраивания параметров тестирования.
    То есть, число заданий — предлагаемых тестируемому по выбранной теме, и время тестирования — которое определяет время, необходимое для прохождения заданий по выбранной теме.
  4. Формирование отчета, который показывает результаты прохождения тестирования и служит для оценки знаний тестируемого преподавателем.
  5. Максимально дружественный интерфейс на основе использования объектно-ориентированных инструментальных средств типа Turbo Vision.

Рассмотрим способы возможного проведения тестирования.

Всего в программе предусмотрено два способа тестирования:

  • по отдельной теме;
  • по выбранному сценарию.

Начнем с тестирования по заданной теме. Все темы, как мы это отметили выше, объединены в учебные дисциплины.

При входе в программу Вы можете выбрать пункт в меню <Тема…> , и Вам будет предложено следующее :

  • в диалоговом окне выбрать тот каталог, в котором находятся нужные файлы с заданными темами;
  • выбрать в предлагаемом списке необходимую тему;
  • установить параметры тестирования, на них мы остановимся подробнее чуть ниже;
  • начать тестирование или отказаться от него.

Теперь рассмотрим второй способ. Но сначала надо объяснить, что подразумевается под сценарием.
Под сценарием будем понимать набор тем с заданными параметрами тестирования.

После того, как Вы запустили программу Вы можете выбрать пункт из меню <Сценарий…> , и тогда Вы сможете выполнитьследующие действия :

  • выбрать в диалоговом окне каталог и файл с описанием сценария ( *.scr );
  • начать тестирование или отказаться от него, выбрав соответствующие кнопки;
  • создать новый сценарий;
  • просмотреть выбранный сценарий;
  • отредактировать выбранный сценарий.

Настраиваемые параметры Компьютерной Системы Тестирования Знаний. Этими параметрами являются :

  • число заданий;
  • время тестирования.

Параметр число заданий — определяет количество заданий, предлагаемых тестируемому по выбранной теме. Задания выбираются из файла темы случайно. Таким образом дважды проходя тестирование по неполному набору заданий, тестируемый будет получать разные задания. Это обеспечивает необходимые меры предосторожности, для того чтобы проблема списывания не была столь актуальна.

Параметр Время тестирования — определяет время, необходимое для прохождения заданий по выбранной теме или по каждой теме в отдельности, если тестирование проводится по сценарию. Время тестирования отображается в нижней строке экрана и всегда доступно для просмотра тестируемому. Если время закончилось, то срабатывает таймер, который прекращает тестирование.

В случае тестирования по сценарию, при окончание заданного времени на тему, тестирование по этой теме прекращается и происходит переход к следующей теме, если такие еще остались.

В процессе тестирования Вам будут последовательно предложены, в виде диалоговых окон задания, входящие в эту тему.

Окно задания содержит:

  • в заголовке Номер задания и Название темы;
  • в первых строках окна формулировку задания;
  • ниже — перемешанные случайным образом возможные варианты ответов, из которых только один является правильным.

Во время ответа на задания надо быть внимательным, так как при неправильном ответе вернуться к этому заданию уже нельзя.

При прохождении всех заданий или, если сработал таймер, — тестирование завершается и выводится информационное окошко с информацией о прохождении тестирования.

В программе предусматривается отчет о пройденных заданиях. Отчет включает в себя :

отчет по одной теме, который состоит из :

  • название темы;
  • количество заданных вопросов;
  • количество правильных ответов; — процент правильных ответов;
  • время тестирования по теме ;

суммарный отчет по всем пройденным темам, включает в себя :

  • общее количество заданных вопросов;
  • общее количество правильных ответов;
  • процент правильных ответов;
  • суммарное время тестирования.

Отчет можно просмотреть, выбрав из меню пункт <Отчет>.

При написании программы использоваласm объектно-ориентированная библиотека Turbo Vision.
Объектно-ориентированное программирование представляет собой новый этап развития современных концепций построения языков программирования. В основе объектно-ориентированного программирования лежит понятие КЛАССА, сочетающего в себе данные и действия над ними. КЛАСС в некотором роде похож на стандартный тип-запись (record), но включает в себя не только поля данных, но также и подпрограммы для обработки этих данных, называемых методами. Экземпляры класса называют объектами. Таким образом, в объекте сосредоточены его свойства и поведение.

Объектно-ориентированное программирование характеризуется тремя основными свойствами : инкапсуляция, наследование и полиморфизм.

ИНКАПСУЛЯЦИЯ означает объединение в одном классе данных и действий над ними.

НАСЛЕДОВАНИЕ позволяет создавать иерархию классов, начиная с некоторого простого первоначального (предка) и кончая более сложными, но включающими (наследующими) свойства предшествующих элементов (потомки). Эта иерархия в общем случае может иметь довольно сложную древовидную структуру. Каждый потомок несет в себе характеристики своего предка (содержит те же данные и методы, а также обладает собственными характеристиками. При этом наследуемые данные и методы описывать у потомка нет необходимости.

ПОЛИМОРФИЗМ означает, что для различных родственных объектов можно задать единый класс действий. Затем для каждого конкретного объекта составляется своя подпрограмма, выполняющая это действие непосредственно для данного объекта, причем все эти подпрограммы могут иметь одно и то же имя.

Основные нестандартные классы, используемые в программе

Из всей программы можно выделить следующие нестандартные классы, являющиеся наследниками стандартных классов библиотеки Turbo Vision :

1. Скроллинг текстового файла —
выводит в окно текст необходимого файла и реализует его просмотр с помощью стандартных клавиш <PageUp>,<PageDown>, клавиш управления курсором, мыши и полосы скроллера. ( см. модуль MASTER процедура WinScrol

2. Класс проверки знаний по заданиям —
берет специально созданный файл с заданиями по выбранной теме, последовательно считывает все вопросы из файла, при этом: перемешивает ответы на каждый вопрос и выводит вопрос вместе с возможными ответами в диалоговое окно. ( см.модуль QUEST процедур prQUEST )

3. Класс организующий таймер при ответе на задания —
позволяет отслеживать время тестирования и прерывать тестирование в случае окончания заданного времени тестирования.
1 — главная управляющая программа (модуль) — TESTING;
2 — модуль, реализующий контроль по заданиям — QUEST;
3 — модуль, перемешивания чисел — MIXER
4 — модуль, реализующий просмотр помощи и отчета — MASTER;
5 — модуль, ведущий подсчет неправильных ответов — EXAMINE
6 — модуль, содержащий таймер — MyViews;
7 — модуль, осуществляющий выбор темы — MyTopic;
8 — модуль, осуществляющий установку параметров тестирования
— MyParam;
9 — модуль, реализующий вывод отчета на экран — MyReport;

Перспективы развития

5.1. Переход под Windows

Одна из главных перспектив переход под операционную оболочку WINDOWS. Это даст возможность воспользоваться графическими возможностями WINDOWS, который позволит включать в задания рисунки и схемы, что сделает более наглядным формулировку заданий и позволит расширить возможности системы.

5.2. Работа в сети

Следующая из будущих перспектив это работа Компьютерной Системы Тестирования Знаний в сети. Это позволит иметь единую базу тестов на сервере, что позволит преподавателю иметь оперативный доступ к результатам тестирования. Так как все результаты тестирования будут храниться в одной базе данных совместимой с базой данных системы КАМЕРТОН, то можно будет получать разнообразные выборки из этой базы.

ps: Как конвертировать файл из формата AmiPro в Word:

  1. Скачать конвертор/преобразователь формата из AmiPro (LotusNotes) в Word (Microsoft)
  2. Разархивированный файл Ami332.cnv скопировать в папку Program Files\Common Files\Microsoft Shared\TextConv\
  3. В Ворде Сервис -> Параметры -> Общие, установить Подтверждать преобразование при открытии.

При преобразовании теряются буквы ч, ё.

Скриншот программы

  Компьютерная система тестирования знаний

 Компьютерная система тестирования знаний