Автоматизированная система диагностики психологических особенностей личности

Внедрение компьютеров в психодиагностику в настоящее время идет главным образом по пути создания автоматизированных версий отдельных методик. Большинство существующих систем позволяют диагностировать комплекс психологических особенностей в анализом отдельных результатов без определения интегральной характеристики. Кроме того, не реализуется возможность анализа групп тестируемых даже по одной методике. На практике целью психодиагностики обычно является оценка психологической структуры личности на основе многофакторного анализа индивидуальных особенностей, что требует использования «батареи тестов». Более того, для оценки психологического климата группы, оценки профпригодности, сравнительного анализа в рамках исследований по психологии труда, педагогической психологии и .т.д. возникает необходимость получения интегральных характеристик группы. Поэтому и была поставлена задача разработки «Автоматизированной системы диагностики психологических особенностей личности», позволяющей проводить массовые обследования по различным методикам и получать интегральные психодиагностические показатели.

При разработке «Автоматизированной системы диагностики психологических особенностей личности» бы проведен анализ и классификация существующих психодиагностических методик. Для реализации был выбран наиболее обширный класс методик с вербальными стандартизированными стимулами, с закрытыми ответами типа «выбор».

Для представления психодиагностических методик и информации о тестируемом, был разработана модель данных. Эта модель позволяет использовать большое число существующих психодиагностических методик. Система представляет возможность для психодиагноста вводить новые методики и корректировать существующие, то есть система открыта для пополнения и обновления.

Технология проведения психологической диагностики включает в себя следующие этапы:

  • регистрация респондента. Необходимо выбрать учреждение, в котором он учится или работает. В случае отсутствия такого учреждения в базе данных, вводятся его параметры. Если тестирование проводится впервые, необходимо ввести свои данные, при повторном тестировании — выбрать себя в имеющемся списке;
  • выбор типа опросника или теста, по которому предполагается проведение тестирования, в зависимости от исследуемой сферы личности (интеллектуальной, мотивационной и т.п.) и выбор методики тестирования, определяемой содержанием исследуемой характеристики. После настройки этих параметров возможен переход к следующему этапу;
  • проведение опроса или тестирования. На экране последовательно показываются вопросы с возможными вариантами ответов, на которые необходимо ответить. Имеется возможность прерывания тестирования и его последующего продолжения;
  • просмотр результатов. После того, как на все вопросы получены ответы, тестируемый может просмотреть результаты тестирования. Результаты могут быть представлены как в текстовом, так и в графическом виде. В графическом виде результаты представляются в виде диаграмм, позволяющей наглядно увидеть полученные результаты;

Психолог имеет возможность получения дополнительного анализа полученных результатов с помощью подключенного модуля статистической обработки. Этот модуль позволяет получать следующие показатели: среднее, дисперсию, стандартное отклонение, коэффициент корреляции Браве-Пирсона, а также возможно проверка гипотезы на значимость различий между двумя распределениями, с помощью метода «хи-квадрат». Анализ может осуществляться как для одной группы, так и для нескольких групп.

«Автоматизированная система диагностики психологических особенностей личности» разработана в системе визуального программирования Delphi, в соответствии с принципами модульного программирования.

Таким образом, представленная система позволяет осуществлять многофакторную диагностику психологических особенностей, что позволяет использовать ее для проведения психологических экспериментов и исследований в различных отраслях психологии.

 

И.М. Пучкова, А.В. Ляукин
Опубликовано : Гуманитарные науки в профессиональной подготовке специалиста
Сборник статей
Казань, 1998