Профессиональная деятельность программиста: виды, классификация

Субъектно-объектные отношения задают самое общее, абстрактное представление о составляющих деятельность компонентах и элементах как системах, включенных в метасистемы. Основываясь на понимании деятельности как процесса, совершающегося между человеком и природой, и на идее о простых моментах труда (К. Маркс), логично трактовать субъекты, объекты и взаимодействия между ними в качестве компонентов субъектно-объектных отношений. Субъекты в этих отношениях суть действующие люди, а объекты, целесообразно выделяемые людьми из природы, суть части природы, полезные свойства которых образуют предметы, орудия и процессы труда. Остальная природа, другие объекты и люди в других отношениях составляют среду, свойства которой влияют на субъекты и объекты в данном отношении, так что они взаимосвязаны со средой. Субъекты и объекты в рамках данного, определенного отношения взаимодействуют. При этом субъекты целенаправленно действуют на себя и на объекты, стремясь преобразовать предметы своих действий в их продукты — полезные результаты, а также реагируют на действия объектов, других субъектов, свои собственные. Объекты, взаимодействуя между собой и со средой, реагируют на действия субъектов как предусмотренным, так и непредусмотренным образом, кроме того, под влиянием среды, внутренних процессов и действий субъектов воздействуют на субъекты, вызывая их реакции. Так осуществляются человеческие, технические и человеко-технические взаимодействия. Важно подчеркнуть, что в этих взаимодействиях субъекты деятельности суть активные элементы: от них исходит инициатива. Они не только отражают и «присваивают» средствами своей психики окружающий мир, но и переделывают, целесообразно формируют и создают — его в меру своих знаний и умений, потребностей и мотивов, функций и целей.В нашем случае субъектом является специалист (профессионал) -программист. Он является индивидуальным субъектом деятельности. Следовательно, можно рассматривать его трудовую мотивацию и функции, генезис профессиональной структуры личности, ее профессионально важных качеств, знаний, умений и навыков, психофизиологические состояния, особенности действий, приема, хранения и переработки информации, реакций на воздействия условий учения и труда.Для программиста объектом деятельности является компьютер. А предметом — написание программ для компьютера и выполнение задач, необходимых для работы. Этот предмет, как и любой другой, является сложным, и чтобы преобразовать его в конечный результат — программу, программисту необходимо управлять работой компьютера, следить за его работоспособностью, разрабатывать необходимые процедуры и т.д. Все эти и многие другие положения, состояния, изменения по сути образуют частные предметы его деятельности.

Конкретизируя взаимодействия как компоненты состава деятельности, можно представить их в виде особых непрерывных процессов либо дискретных элементов процессов, происходящих между техническими звеньями, человеком и техникой, между людьми в ходе деятельности.

С развитием компьютеризации все чаще взаимодействие человека с ЭВМ трактуют как общение. Оптимисты от информатики в вычислительной техники, очевидно, стремятся этим подчеркнуть интеллектуальные возможности ЭВМ новых поколений. Специалисты-психологи, конечно, воспринимают такую трактовку в иносказательном смысле, подчеркивая, что речь может идти лишь об опосредованном вычислительной техникой общении пользователя с ее разработчиками и программистами. То есть программист, создавая программы, опосредованно взаимодействует с пользователем ЭВМ, а также с разработчиками ЭВМ. Таким образом, получается интересная ситуация, он находится между пользователем ЭВМ и разработчиком ЭВМ (железа). Программист, выступает в роли связующего звена между пользователем и разработчиками ЭВМ.

Изучать конкретную деятельность нельзя без выделения тех проблемных ситуаций, которые непосредственно побуждают специалиста к активности и разрешаются ею. Процесс работы обычае представляет в виде последовательности решений задач из некоторого класса, свойственных данной деятельности.

Сопоставить особенности профессиональной деятельности с индивидуальной структурой личности позволяет профессиография. В профессиограмме, помимо других характеристик деятельности, выделяется ее структура в виде последовательного решения профессиональных задач, их психологическое содержание и соответствующий структуре и содержанию набор профессионально важных качеств.

В качестве структурных компонентов деятельности программиста выделяем:

постановку задачи формализацию; алгоритмизацию; программирование; отладку программы; получение и анализ результатов; написание документации.

Выделим четыре уровня решения задач с использованием компьютера:

  • «исполнительский» (низкий, программирование простейших формул);
  • «технологический» (средний, разветвленные программы);
  • «конструкторский» (высокий, сложные «блочные» программы);
  • творческий (синтетический, оптимальный).

Творческий компонент присутствует и на трех предыдущих уровнях, но различается по содержанию и уровню продуктивности.

Уровень решения задач будет зависеть, с одной стороны, от целей профессиональной деятельности и содержания для решения конкретных профессиональных задач, с другой — от индивидуальных качеств программиста.

Целесообразно выделить отдельные уровни, которых может достигнуть программист в ходе профессиональной подготовки, поскольку уровень знаний, умений, навыков при взаимодействии с ЭВМ определяется характером профессиональных задач и будет существенно различным у разных категорий работников.

Так разделение пользователей на уровни осуществляется по виду профессиональной специализации, уровню образования и подготовке к работе с дисплеем на два основных класса: профессиональных и непрофессиональных операторов. В качестве признака принадлежности к первой группе рассматривается работа с дисплеем как основа деятельности. При этом выделяются и две подгруппы: профессиональные операторы 1) широкопрофильные, способные выполнить различные задачи (системные и прикладные программисты, операторы ЭВМ и др.) и 2) узкопрофильные, выполняющие строго ограниченный класс задач ( операторы различных АСУ), Работа с дисплеем для второй группы операторов является эпизодической и соотносится с основной как вспомогательная (медики, торговые работники, ИГР и т.д. — по общеобразовательному цензу).

Требования к пользователям каждой группы различны. Для первой группы система ПВК содержит как индивидуально-психологические особенности (мышление, восприятие, память и др.), так и требования к знаниям, навыкам и умениям, связанные с алгоритмизацией, программированием и выполнением операторских действий. Уровень решения задач — различный.

Можно привести следующую классификацию пользователей:

  • профессиональные программисты, занимающиеся
    проектированием, составлением, отладкой, тестированием,
    документированием и модификацией программ, написанных на языках
    высокого уровня или Ассемблере;
  • системные программисты, работающие над операционными системами, компиляторами и утилитами, которые используются прикладными программами для решения пользовательских задач;
  • программисты от случая к случаю, которые пишут программы для научных исследований, инженерных разработок, обследований рынка, коммерческих приложений и т.д.
  • программисты-любители, пишущие небольшие программы коммерческого назначения для личных или домашних расчетов.

Отметим широкий спектр требуемых личностных качеств, а также знаний, умений, навыков.

Таким образом, в качестве критерия разделения на перечисленные классы можно рассматривать:

1) цель использования вычислительной техники;

2) уровень «программной» подготовки.

Б.Ф. Ломов выделяет класс непрофессиональных программистов, относя к ним операторов АСУ, инженеров-исследователей, конструкторов и т.д., то-есть тех, которые применяют готовые программные средства ЭВМ, а навыками программирования не владеют. Признаком разделения на классы в данном случае является подготовка в области программирования. Вводя понятие «массового (непрограммирующего) пользователя», авторы рассматривают подходы к решению проблемы взаимодействия массового пользователя и ЭВМ в зависимости от:

1) типа систем, содержащих в своем составе ЭВМ;

2) типа пользователей.

Все пользователи классифицируются следующим образом:

1) конечные пользователи;

2) пользователи-программисты;

3) «анализаторы» (разработчики информационного обеспечения);

4) операторы.

Каждый из перечисленных пользователей в своей деятельности использует вычислительную систему, но цели использования различны. Целью конечных пользователей является получение результатов решения задач проблемной области. Цель пользователей-программистов — разработка и отладка программ, причем в зависимости от типа программы выделяют прикладных, системных и инструментальных программистов. Пользователи-«аналисты» взаимодействуют с системой для определения структуры данных, для накопления и модификации данных. Пользователи-операторы определяют конфигурацию системы и обеспечивают взаимодействие с системой с целью контроля и поддержки ее работоспособности. Необходимо наполнить данную классификацию психологическим содержанием.

Вопросы выделения классов пользователей рассматривают также Бирюков Б.В., Гутчин И.Б., Сакман Г., Тихомиров О.К., Вейценбаум Дж. и др.

Остановимся на рассмотрении профессиональных и непрофессиональных пользователей ЭВМ.

Разница между пользователями первого и второго класса заключается прежде всего в содержании и уровне профессиональной подготовки на каждом этапе, по структуре субъекта деятельности, включающей характеристики личностные (интересы, мотивы, ценностная ориентация и др.), психологические (когнитивные, мнемические и т.д.), психофизиологические (эмоционально-волевая регуляция), а также по решаемым задачам.

Известно, что деятельность может иметь различные уровни организации. Самый простой — работа «по ориентирам», когда деятельность подчинена ходу внешних событий и почти нет заранее обдуманного четкого плана. Следующий уровень — работа по образцу или некоторому шаблону: человек имеет стандартный, достаточно жесткий план и стремится выполнить действия в одном и том же порядке. Наиболее высокий уровень — планирование деятельности с учетом вероятностей возникновения тех или иных событий. Пользователь-професеионал должен осуществлять деятельность на данном уровне, намечая общую стратегию, изменяя в зависимости от конкретных условий характер и последовательность действий.

А.В. Ляукин
Опубликовано : Гуманитарное образование в высшей школе:
языкознание, педагогика, психология
Сборник статей
Казань, 2000